Сегодня сценический свет – это один из главных элементов любой шоу-программы, концерта или театрального действа. Свет во многом определяет настроение представления, расставляет художественные акценты и добавляет необходимые эффекты в задуманный перфоманс. Важнейшим фундаментальным свойством света мы, конечно же, назовём цвет.
Решающим преимуществом современного светового оборудования является возможность создавать миллионы цветовых оттенков с помощью всего лишь одного прибора. В настоящий момент во всех приборах задачи цветосмешения решаются двумя основными методами – аддитивным и субтрактивным.
Светотехника, основанная на аддитивном цветосмешении, комбинирует источники различных цветов (чаще всего, светодиодные) для получения оттеночного разнообразия. Большинство таких приборов имеют в основе RGB, то есть используют красный, зелёный и синий цвета регулируемой интенсивности. Во многие подобные светильники встраивают белый светодиод (получается так называемая RGBW-модель) для получения более качественного белого света.
В данной статье мы более подробно рассмотрим субтрактивную систему и её особенности.
Итак, при субтрактивном способе получения цвета используется источник чистого белого света и некоторый набор перекрывающих его фильтров для устранения части светового потока. По сути, мы убираем определённые длины волн, чтобы добиться искомого оттенка. В профессиональном световом оборудовании субтракция реализуется двумя основными способами – цветовыми колёсами с набором фильтров нескольких цветов и CMY- системой.
CMY-система – один из первых типов цветосмешения, которые начали использовать в световой технике.
CMY-приборы (от cyan, magenta, yellow) снабжены голубым, пурпурным и жёлтым дихроическими (то есть, многослойными интерференционными) фильтрами, что позволяет при их частичном наложении получать цвет практически любого оттенка. Каждый фильтр отражает определённый диапазон спектра и пропускает другой, из-за чего светильник выдаёт луч желаемого оттенка.
Рассмотрим, как работает такая система на простейшем классическом примере.
Прибор на иллюстрациях оснащён мощным белым светодиодом и тремя вращающимися фильтрационными шторками. При взаимном наложении фильтры попарно вычитаются из белого света, образуя красный, синий и зеленый цвета. В центре светового пятна все фильтры накладываются друг на друга и в сумме дают чёрный цвет. Обратите внимание, что шторки с точки зрения насыщенности окрашены неравномерно. Это позволяет создавать разнообразные комбинации для получения множества различных оттенков.
Можно заметить, что разная насыщенность цвета фильтров в данном случае даёт также и неравномерно залитое световое пятно.
Есть ли способ избавиться от подобного эффекта?
В высококачественных приборах для решения проблемы устанавливается уже шесть синхронизированных шторок (по две на каждый цвет), которые перекрывают луч с двух сторон. На следующих фотографиях показан пример такого рода модели, способной обеспечить не только ровный цвет по всей площади светового пятна, но и гораздо более плавный переход от одного оттенка к другому.
Конечно, CMY-оборудование имеет некоторые особенности. В первую очередь, мы говорим о том, что при перекрытии белого луча несколькими фильтрами теряется интенсивность светового потока. Это бывает крайне важно при работе, например, с RGB-цветами, полученными путем смешения. То есть красный, зелёный и синий цвета на выходе получаются относительно тусклыми. Поэтому CMY-светильники дополнительно снабжаются цветовыми колёсами с ограниченным набором фильтров, что, при необходимости, помогает в создании плотного, яркого луча. Правда набор цветов в таких встроенных колёсах, как правило, не отличается разнообразием.
Тут мы подходим к альтернативной версии получения цвета по субтрактивному типу смешения – собственно, цветовым колёсам (color wheels).
Несмотря на простоту и очевидные ограничения в выборе оттенков, приборы такого рода обязательно появляются на самых разных площадках, прежде всего из-за возможности создавать чёткое световое пятно без видимых изъянов.
Оборудование, ориентированное только на использование колёс, отличается большим набором цветов, чем редуцированные колёса CMY-светильников.
По сути цветовое колесо – это вращающийся барабан с набором разноцветных фильтров. Взглянем на представленный ниже стандартный семицветный прибор – как уже упоминалось, световое пятно от него получается абсолютно равномерным и ярким.
А что, если к этому комплекту светофильтров добавить ещё один точно такой же, и позволить им работать одновременно?
В этом случае мы получаем палитру в суммарные 50 тонов, чего вполне достаточно для создания впечатляющих художественных композиций как на небольших, так и на крупных сценах.
Подчеркнём, что простая трёхшторочная CMY-голова часто намного менее эффективна, чем прибор с двумя, а иногда и одним цветовым колесом, из-за своей неспособности мощно, ровно заливать требуемые пространства и объекты.
Что же в итоге?
Оборудование, работающее по субтрактивной системе цветосмешения, позволяет художникам по свету гибко настраивать и контролировать шоу и качественно оформлять театральные, концертные, киносцены. Определяющим фактором при выборе тех или иных приборов здесь служит общая концепция построения света и задачи, которые ставит перед собой профессионал-световик.
Есть необходимость работать с различными оттенками и эффектами?
Вам определённо подойдут CMY-головы при условии, что это будут современные технологичные модели премиум-класса.
Представление не предполагает сложных цветоспектральных решений или необычных световых ходов?
Почему не обратить внимание на оборудование на цветовых колёсах.
В любом случае, не бойтесь экспериментировать, добиваться неожиданных гармоний и открывать для себя новые грани света.